Что нужно знать о возврате бытовой техники
Большинство потребителей уверено, что вернуть приобретенную в магазине бытовую технику нелегкая задача.
Так подлежит ли возврату бытовая техника, в каких ситуациях это реально, в какие сроки процедура допустима?
Для многих покупателей крупная покупка, особенно дорогостоящей бытовой техники – целое событие. И потому важно, чтобы стиральная машина, холодильник, телевизор или иная техника вписалась в отведенное место в квартире. А если нет? Как быть покупателю?
Бытовая техника – такой же товар, как и многие другие. Возврат подобных товаров возможен в случаях:
-товар новый, не бывший в использовании,
-в бытовой технике выявлены дефекты.
В обоих случаях Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) обеспечивает защиту законных прав граждан: возврат качественных товаров регламентируется ст.25 Закона, вещей ненадлежащего качества – ст.18 Закона, при покупке через интернет-магазин – ст.26.1 Закона.
Товары надлежащего качества.
Согласно ст.25 Закона РФ «О защите прав потребителей» вернуть приобретенную вещь в магазин потребитель вправе при следующих условиях:
-вещь не имеет признаков эксплуатации;
-все ярлыки, бирки, упаковка в целости и сохранности;
-предмет не включен в Перечень товаров, не подлежащих возврату (утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (ред. от 05.12.2019) «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»)
-имеются в наличии чек, квитанция.
Важно, чтобы покупатель не пропустил время обращения: в ст.25 Закона РФ «О защите прав потребителей» этот срок составляет 14 дней, считая со дня, следующего за датой покупки.
Если бытовая техника не подошла по габаритам или не понравилась домочадцам, то при соблюдении всех упомянутых условий вернуть в магазин вроде бы можно. Но тут преградой к возврату бытовой техники становится п.11 Перечня технически сложных товаров (утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 924 (ред. от 27.03.2019) «Об утверждении перечня технически сложных товаров»), гласящий, что технически сложные товары возврату не подлежат.
Перечень технически сложной бытовой техники:
системные блоки, компьютеры, ноутбуки, планшеты, принтеры, мониторы с цифровым управлением, оборудование для спутникового телевидения, цифровые игровые приставки, телевизоры, проекторы, цифровые фото- и видеоаппараты, объективы, кондиционеры, электроводонагреватели, посудомоечные машины, стиральные и кофейные машины, холодильники, морозильные камеры, лари, плиты и духовые шкафы электрические и комбинированные, часы (наручные и карманные как электрические, так и механические), электроинструмент.
Это значит, что только покупатель, не нашедший в этом перечне своей покупки, действительно вправе вернуть вещь продавцу на протяжении 14 дней после приобретения.
Если же вполне качественная приобретенная бытовая техника попала в Перечень, то потребитель получит отказ в своем требовании, причем продавец по закону будет прав: технически сложные товары не принимаются обратно.
А так как большая часть всей бытовой техники – именно товары, технически сложные, то их возврат по закону невозможен, исключая случаи проявления доброй воли со стороны продавца.
Ситуация с куплей вещей удаленным способом, т.е. через интернет несколько иная. В этом случае вернуть покупку реально в любой момент до получения товара клиентом и в течении 7 дней после, невзирая на его техническую сложность. В ст.26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» совершенно не упоминается ссылка на Перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату.
Если же продавец не проинформировал покупателя об условиях возврата, то магазину придется забрать свой товар в течении трех месяцев.
Товары ненадлежащего качества.
Если купленная бытовая техника имеет дефекты, о которых продавец умолчал, то вернуть обратно такую вещь не проблема (п.1 ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Бытовую технику с дефектами обязаны забрать обратно, даже если это товары технически сложные, и после истечения 14 дневного периода, но при наличии таких условий:
-обнаруженные недостатки относятся к существенным;
-вещь неоднократно подвергалась гарантийному ремонту, но каждый раз снова выходила из строя по разным причинам.
В п.6 ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей» говорится, что продавец, изготовитель в ответе за проблемы с товарами в течении всего гарантийного срока, а если таковой не установлен, то на протяжении 2 лет.
Возврат бытовой техники обязаны оформить в случае, когда в возникновении дефектов нет вины пользователя, брак заводской, что устанавливает техническая экспертиза. Если в возникновении дефекта виновен покупатель, продавец вправе отказать в возврате товара.
Техника, не включенная в Перечень технически сложных товаров.
Возврат годных, качественных товаров, относящихся к разряду бытовой техники, не включенных в Перечень по условиям Закона РФ «О защите прав потребителей» возможен только при обмене на аналогичный товар, а деньги можно получить обратно в случае отсутствия техники, на которую можно обменять свою не подходящую покупку. Аналогичные товары ненадлежащего качества подлежат возврату, если торговая компания не проинформировала покупателя о наличии недостатков. Возврат товаров возможен в течении 14 дней, считая со дня, следующего за датой покупки.
Приятных вам покупок!