Антикоррупционная экспертиза
Информация о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов субъекта РФ (их проектов).
Коррупция является одним из наиболее опасных факторов жизнедеятельности общества, угрозой национальной безопасности, поскольку направлена на получение личной (либо узкокорпоративной) выгоды, а не на устойчивое развитие и функционирование государства.
Осуществление целостной государственной политики в сфере общественной безопасности в Российской Федерации регламентируется Конституцией Российской Федерации, Концепцией общественной безопасности Российской Федерации.
Обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности в соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Одним из направлений борьбы с коррупцией является создание законодательства, препятствующего совершению государственными служащими коррупционных сделок. Для чего необходимо исключить возможность появления в нормативных правовых актах норм, усложняющих (прямо или косвенно) управленческий процесс и формирующих тем самым среду для административных барьеров, взяточничества, других форм проявления коррупции.
На сегодняшний день антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов правовых актов важна как мера профилактики и противодействия коррупции, усиления общественного контроля. Деятельность Министерства юстиции России осуществляется в рамках полномочий, установленных указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации». В своей деятельности территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации руководствуются также Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации») (вступил в силу 06 апреля 2014) (далее — Положение).
Согласно подпунктам 12 и 17 пункта 6 Положения одними из приоритетных направлений деятельности Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю (далее — Управление) являются проведение правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Пермского края на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам, на наличие коррупциогенных факторов в них. Проведение Управлением антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (их проектов) осуществляется с 2009 года. Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»).
В Пермском крае вопросы противодействия коррупции затрагивают различные сферы законодательства: размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; государственная служба; основы государственного управления; распоряжение государственной собственностью и т.д.
Субъектами, наделенными полномочиями на проведение антикоррупционной экспертизы, согласно положениям Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», кроме Министерства юстиции РФ являются также :
— Прокуратура РФ; — органы государственной власти в отношении принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов); — юридические лица и физические лица, аккредитованные Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
В настоящее время в Пермском крае свидетельство об аккредитации имеют 14 независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность (далее — независимые эксперты) (11 физических лиц и 3 юридических лица).
По результатам антикоррупционной экспертизы независимыми экспертами составляется заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, в котором должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.
Взаимодействие независимых экспертов с органами государственной власти Пермского края, а также органами местного самоуправления, осуществляется в виде направления заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы в органы государственной власти Пермского края, разработавшие проект нормативного правового акта либо принявшие нормативный правовой акт.
Взаимодействие независимых экспертов с Управлением должно осуществляться в виде предоставления информации, по проведенным ими антикоррупционным экспертизам.