Право потребителя на обмен товара надлежащего качества
Можно ли обменять у продавца товар, не имеющий дефектов и недостатков?
Можно, ст. 25 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" предусмотрено право потребителя обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации в течение 14 дней со дня покупки.
Если покупка осуществлена дистанционно, потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи или в течение 7 дней после его передачи потребителю.
Условия обмена товара надлежащего качества
Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ.
В случае утраты чека или иного документа, подтверждающего факт покупки товара, у потребителя есть возможность ссылаться на свидетельские показания.
Что делать при отсутствии аналогичного товара у продавца?
В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы.
Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата товара.
По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу.
Какие товары надлежащего качества нельзя обменять или вернуть?
Полный перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмены установлен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463, в данный перечень входят:
1. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены, лекарственные препараты);
2. Предметы личной гигиены;
3. Парфюмерно-косметические товары;
4. Текстильные товары, кабельная продукция и другие товары, цена которых определяется за единицу длины;
5. Швейные и трикотажные изделия;
6. Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты;
7. Мебельные гарнитуры бытового назначения;
8. Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, ограненные драгоценные камни;
9. Животные и растения и др.
Отказ продавца от обмена или возврата товара надлежащего качества
Если продавец, вопреки установленным Законом требованиям, отказывается обменять товар надлежащего качества или вернуть денежные средства, затраченные потребителем на покупку товара, гражданин может:
- Обратиться в Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю, в т.ч. через онлайн-приемную на сайте petition.rospotrebnadzor.ru;
- Обратиться в суд с исковыми требованиями об обязании продавца осуществить обмена товара или вернуть денежные средства, затраченные на покупку товара;
- Обратиться в прокуратуру г. Березники с жалобой на действия продавца. Жалобы граждан рассматриваются в 30-дневный срок с проведением проверки. При выявлении нарушений закона прокуратура предпринимает меры для восстановления нарушенных прав.
Контактные данные государственных органов, осуществляющих защиту прав потребителей
Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю: почтовый адрес: 614016, Пермский край, Пермь, ул. Куйбышева, 50. Единый консультационный центр Роспотребнадзора: 8-800-555-49-43. Телефон: 8 (342) 239-35-63.
Прокуратура г. Березники Пермского края: почтовый адрес: 618400, Пермский край, г. Березники, ул. Пятилетки, 37. Телефон: 8 (342) 426-43-37.