Начались поиски затонувших объектов Камской флотилии Колчака
В акватории реки Камы стартовала поисковая экспедиция Центра подводных исследований Русского географического общества.
Экспедиция Центра подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО) занялась поиском и исследованием судов, затопленных в Пермском крае в годы Гражданской войны. На местах основных сражений флотилии адмирала Колчака также работают команды Уральского и Пермского центров подводных исследований.
Напомним, в июле губернатор Пермского края Дмитрий Махонин провел рабочую встречу с руководством ЦПИ РГО, на которой стороны договорились о комплексном обследовании подводных пространств и организации поисковой экспедиции по обнаружению и обследованию находящихся на дне объектов. Предполагается, что среди исследуемых корпусов могут быть выявлены объекты, пригодные для судоподъема в целях музеефикации. Подъемная операция и последующая реставрация могут стать значимой составляющей мероприятий, приуроченных к празднованию 300-летия Перми.
В рамках рабочей встречи глава региона и исполнительный директор ЦПИ РГО Сергей Фокин обсудили план и условия проводимых экспедиционных работ. Район поисков был определен после изучения архивных материалов.
Как отметил Дмитрий Махонин, до начала работ по одному из приоритетных проектов региона – оздоровлению реки Камы – необходимо провести все необходимые подготовительные мероприятия. Они включают в себя и обследование Камы, и впадающих рек для последующих работ по дноуглублению, расчистке, берегоукреплению, а также подъему судов и извлечению затонувших остатков молевого сплава. При этом проведение ЦПИ РГО исследований подводных пространств и затонувших объектов при помощи технических средств поможет определить количество и координаты затонувшего имущества и судов. На основании этого будет принято решение о целесообразности и экономической эффективности их извлечения.
В настоящее время подводники приступили к изучению акватории Камы в районе с. Бабка и микрорайона Левшино в Перми. В дальнейшем экспедиция пройдет у с. Елово, п. Пожвы, в районе Соликамск-Усолье. Специалисты уже провели большую работу по гидроакустическому сканированию акватории. Сейчас водолазы исследуют лежащие на дне Камы суда, чтобы установить, в каком состоянии находятся сейчас корабли флотилии Колчака.
По словам пермского археолога Григория Головчанского, исследования дайверов позволят установить историческую и культурную ценность затонувших судов и пригодность их для безаварийного подъема, реставрации и создания экспозиции. «Мероприятие будет способствовать повышению интереса к изучению истории, воспитанию патриотизма, а также привлечению новых туристических потоков в Пермский край», ‒ рассказал ученый.
Как пояснили в Минприроды Прикамья, для объектов, имеющих признаки культурного наследия, не существует универсальных методов подъема. Каждый раз опытными специалистами разрабатывается индивидуальная схема с учетом конкретных параметров. Прежде всего учитывается состояние самого судна и его конструктивных элементов, положение на грунте и степень заиленности, скорость течения и т. д. По совокупности множества факторов определяются наиболее подходящие методики из наработанных практик. Подъем археологических объектов – самый деликатный и скрупулезный вид подводно-технических работ, требующий тщательного контроля на всех этапах процесса. На этом фоне предполагаемые работы в проекте «Оздоровление р. Камы» выглядят значительно проще. Для удаления затонувших или затопленных объектов без признаков культурного наследия могут применяться упрощенные схемы, в том числе с использованием специальных подводных парашютов и сжатого воздуха.
Отметим, что это не первая экспедиция Центра подводных исследований Русского географического общества в Пермском крае. В 2020 году они совместно с пермскими дайверами на реке Сылве обнаружили колесный пароход «Вера Фигнер», построенный в 1904 году. Камское речное пароходство в августе 1941 года успешно использовало его для эвакуации с Московского вокзала на Урал учеников ленинградской школы № 300. Кроме того, «Вера Фигнер» участвовала в обеспечении перевозок для Сталинградского фронта в навигацию 1942 года, возила раненых и грузы. В 1966 году пароход затонул при невыясненных обстоятельствах. Тщательное водолазное обследование с определением механической прочности конструкции, толщинометрии несущих элементов, степени погружения объекта в грунт показали, что судоподъем «Веры Фигнер» не целесообразен. Однако в перспективе это место может стать местом изучения дайверов, интересующихся подводной историей.