Утрата чека
Вопрос: Я купила своей маме резиновые сапоги, а чек в магазине не взяла. На следующий день выяснилось, что обувь не подходит ей по размеру. Вернулась в магазин, чтобы сделать возврат, но была смена другого продавца, который не согласился оформить возврат без чека. Прав ли продавец и могу ли я вернуть товар без чека?
Ответ: Согласно статьям 18 и 25 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и статьи 493 Гражданского кодекса РФ отсутствие чека не повод отказывать покупателю в возврате. Покупатель может найти и другие способы доказать факт покупки.
Роспотребнадзор рекомендует следующие варианты доказательства факта покупки при утрате чеков рекомендует:
1. Выписка из банка с датой и суммой расчета, а главное — с получателем платежа. Это самый легкий способ, он подходит для тех случаев, когда покупатель расплатился безналичным способом. Подтвердить банковской выпиской можно и покупку в магазине у дома, и платеж в интернет-магазине. Подойдут и другие документы с такими же реквизитами, которые доказывают перевод денег. Так сказано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».
2. Запись на карте лояльности. Постоянные покупатели оформляют скидочные карты магазина и предъявляют их вовремя расчета. Эта информация отражается в личном кабинете пользователя и во внутренних системах магазина.
3. Упоминание магазина в гарантийном талоне, инструкции по эксплуатации или в паспорте товара — в любом документе, который выдали вместе с товаром.
4. Поиск данных в базе магазина. Продавец может найти нужный чек в кассовой программе или в личном кабинете ОФД. Конечно, он не обязан этого делать, его обязанность только выдать чек при расчете. Однако таким способом можно избежать жалоб покупателя. — Показания тех, кто присутствовал во время покупки. Если с покупателем были жена, муж, друзья или другие знакомые, они могут выступить свидетелями.
После того как собраны доказательства, покупатель готовит письменную претензию продавцу. У продавца два варианта действий: Признать претензию обоснованной, принять товар и вернуть покупателю деньги или не признавать претензию, по сути, отказаться от добровольного урегулирования вопроса. Тогда покупатель может обратиться в суд. Второй вариант сопряжен с высокими рисками, если суд займет сторону покупателя. Придется не только вернуть деньги, но и компенсировать моральный вред, и уплатить штраф в размере 50% присужденной покупателю суммы (ст. 13, 15 Закона № 2300-1). Также, как показывает судебная практика, придется полностью или частично возместить судебные издержки.
Отметим, что до свидетельских показаний, сбора доказательств и пр. может не дойти, если покупатель запросит электронный чек в дополнение к бумажному. Сделать это он может до момента расчета. Тогда продавец обязан отправить чек по номеру телефона или по электронной почте (п. 2 ст. 1.2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении ККТ»). При этом на email приходит чек целиком, а в СМС – только сведения, идентифицирующие его, и ссылка, по которой также несложно посмотреть полную версию чека и скачать ее.
На основании вышеизложенного, делаем вывод, что Вы можете вернуть товар без чека.