Распродажа — не повод надувать покупателя
Права потребителей при распродажах определяются Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон «О защите прав потребителей»). Если какой-то магазин по собственной инициативе проводит распродажу это ни в коей мере не лишает потребителя прав, оговоренных в Законе.
Получается следующее. Магазин решает сделать скидку на какой-то товар, то есть устроить распродажу. Но при этом перед глазами покупателя появляется объявление, на котором написано: «Товар, купленный на распродаже, обмену и возврату не подлежит». Эта информация является прямым нарушением прав потребителей.
Что такое распродажа?
Это маркетинговый ход продать товар, который по более высокой цене не расходится. И Закон «О защите прав потребителей» дает человеку в этой ситуации абсолютно такие же права, как и при покупке товара по обычной цене.
Если вам что-то не нравится в товаре, вы имеете полное право его обменять или вернуть. Условно говоря, вы увидели на распродаже сапоги за две с половиной тысячи, которые до этого стоили пять тысяч. Как повезло, думаете вы, покупаете, приходите домой, снова примеряете и вдруг понимаете, что сапоги вам не нравятся, даже за две с половиной тысячи. Вы хотите их вернуть, но вас останавливает то самое объявление, которое мелькало перед вами в магазине, — «товар обмену не подлежит». Причем, некоторые магазины заставляют даже покупателя расписываться — мол, вы ознакомлены, что товар не подлежит обмену и возврату. И молча с этим соглашаетесь, а потом думаете, куда бы деть эти сапоги, так ненавистные вам.
На самом деле вопрос решается в рамках ст. 25 Закона «О защите прав потребителей». Берете те самые сапоги и возвращаете их в магазин. Если товар не подошел вам по цвету, фасону, еще по каким-то причинам, вы вправе либо обменять этот товар на аналогичный, либо потребовать возврата денег.
Чтобы вернуть деньги, необходимо соблюсти определенные условия: товар не должен быть в употреблении, сохранен его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки и т.п. Естественно, должен быть документ, подтверждающий покупку: кассовый или товарный чек. Пишете претензию об обмене товара либо возврате денежных средств в двух экземплярах.
В случае, если в купленном товаре выявлен дефект, ситуация решается в соответствии со ст. ст. 18, 19 Закона «О защите прав потребителей».
Если продавец не решает вопрос положительно необходимо обратиться в Северный территориальный отдел Роспотребнадзора по адресу: г. Березники пер. Северный, 13. В каждом магазине должен быть уголок покупателя, где указаны телефоны вышестоящей организации, контролирующего органа.
Уже многократно доказано опытом: если человек знает и умеет отстаивать свои права, продавец решает вопрос в досудебном порядке. Таким образом, понятие распродажа или скидка никоим образом не должно отражаться на правах, которые даны потребителю законом. Помимо Закона «О защите прав потребителей», действуют Правила торговли, Правила продажи отдельных видов товаров, Гражданский кодекс Российской Федерации.
Приятных вам покупок!