Обращение с отходами
Региональный оператор по обращению с ТКО осуществляет прием граждан по адресу: г. Пермь, ул. Чкалова, 9, корпус «Д» (левое крыло). График работы: с понедельника по четверг с 9-00 до 18-00 часов, в пятницу прием граждан не осуществляется. Телефон горячей линии 8 (342) 236 90 55.
Представительство Регионального оператора в г. Березники расположено по адресу: г. Березники, ул. Веры Бирюковой, 7, офис 117. График работы: понедельник, среда, четверг, пятница с 9-00 до 18-00 часов, телефон 8 (342)236 90 55 (доб.406).
Правительством Прикамья завершена реорганизация регионального оператора по обращению с ТКО в акционерное общество. Смена организационно-правовой формы управления проходила в рамках исполнения федерального законодательства. В результате изменений все прежние условия оказания услуги потребителям будут сохранены.
С 5 мая 2022 года региональный оператор по обращению с твердыми бытовыми отходами работает в статусе акционерного общества. 100% акций предприятия и, соответственно, контроль за принимаемыми решениями будут закреплены за Правительством Пермского края в лице краевого Министерства ЖКХ и благоустройства, сообщили в ведомстве.
Напомним, смена организационно-правовой формы управления проходила в рамках исполнения федерального законодательства. Согласно ему, государственные и муниципальные унитарные предприятия, созданные до 8 января 2020 года и осуществляющие деятельность на товарных рынках в РФ в условиях конкуренции, подлежат ликвидации или реорганизации до 2025 года. В противном случае они будут ликвидированы в судебном порядке по иску антимонопольного органа. Поэтому региональными властями было принято решение о реорганизации ПКГУП «Теплоэнерго» в акционерное общество.
В процессе реорганизации сменилось и название организации – на АО «Пермский региональный оператор ТКО» (АО «ПРО ТКО»), что соответствует специфике деятельности компании. С получением нового статуса запущен процесс брендирования спецтранспорта. Новое название совсем скоро появится на кузовах мусоровозов предприятия.
В «ПРО ТКО» подчеркнули, что в результате смены названия и формы собственности будут сохранены все прежние условия оказания услуги потребителям. Жителям не нужно открывать новые лицевые счета и перезаключать договоры, все действующие отношения остаются в силе.
«Новое название будет отражено в квитанциях и договорах, которые потребители получат в июне. Пугаться смены названия не стоит, – предупреждают в компании жителей Прикамья. – Оплата, произведенная по квитанциям АО «ПРО ТКО», гарантированно поступит на абонентские счета наших клиентов».
Напомним, задачи по обращению с ТКО в Пермском крае возложены на регионального оператора с 1 января 2019 года. До внедрения новой системы обращения с ТКО вывоз мусора осуществлялся из 458 населенных пунктов, сегодня этой коммунальной услугой пользуются жители уже 1 968 населенных пунктов Прикамья, общий охват населения составляет порядка 98%. Также за время работы регоператора в Прикамье в 3 раза увеличилось число точек сбора и количество контейнеров, размещенных на контейнерных площадках.
Кроме того, с 2022 года регоператор изменил требования к возчикам, ужесточил штрафные санкции по фактам нарушений графика вывоза, а также требования к транспортному парку подрядчиков, к внешнему виду и техническим характеристикам мусоровозов. По поручению губернатора Пермского края Дмитрия Махонина оператором ведется серьезная работа по стимулированию жителей применять дуальную схему разделения отходов.
Отметим, внедрение раздельного сбора твердых коммунальных отходов является одной из основных задач утвержденного президентом РФ Владимиром Путиным нацпроекта «Экология». Его основная цель – значительно сократить объемы вывозимых на полигоны отходов, извлечения полезных фракций и возвращения их в промышленный оборот для изготовления новой продукции.
Содержание контейнерных площадок
Работа по организации и содержанию контейнерных площадок с АО «ПРО ТКО» осуществляется в рабочем порядке.
В 2022 году в рамках реализации программы «Формирование комфортной городской среды» на благоустройство общественных территорий в г. Березники выделено - 1 676,0 тыс. руб. На выделенные средства обустроены контейнерные площадки для жителей частного сектора по следующим адресам: ул. Новожилова, 23; ул. Подлесная, 3 ул. Механизаторов, 11; пересечение улиц Паустовского и Снежная; п. Орел, ул. Пушкина, 10 и жителей многоквартирных домов следующим адресам: ул. Потемина, 4; ул. Мира, 103; ул. Набережная, 41; ул. Пятилетки, 142; ул. Пятилетки, 115/117; ул. Юбилейная, 97.
В 2023 году на территории МО «Город Березники» будет обустроено 11 контейнерных площадок на сумму 1 676,0 тыс. руб., адресный список контейнерных площадок нижеперечисленных мест размещения согласован с АО «Пермский региональный оператор ТКО»: район Новое Суханово, ул. Цветочная, 24; район Новое Суханово, пересечение улиц Берёзовая и Северная; г.Березники ул. Калийная, 12; ул. Запольская, 1 район Заполье; район Сёмино, пер.Быгельский, 31; ул. Мира, 19 (ул. Пятилетки, 110). Контейнерные площадки под установку евроконтейнеров по адресам: ул. Пятилетки, 90; ул. Ломоносова, 139; ул. Юбилейная, 77; ул. Юбилейная, 91; ул. Юбилейная, 53.
Содержание контейнерных площадок, расположенных в частном секторе, возложено на МБУ «Спецавтохозяйство г.Березники», возле многоквартирных домов – на управляющие организации.
Тарифы
Почему в квартирах платят с метра, а в домах с человека?
Установкой всех тарифов, в том числе и на ТКО занимается Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края. Многие возмущены тем, что была введена дифференцированная плата, но на самом деле так тариф начисляется последние 20 лет. Нужно разделить вопросы по тарифу и платежу населения. Тариф на вывоз отходов в крае – средний по стране. А вот платеж населения — один из самых низких. Перед принятием тарифа были проведены экономические расчеты, исследования. И выяснено, что текущая схема выгодна более чем 70% жителей Пермского края. Если бы в квартирах был платеж с человека, то 70 % населения платили бы больше в соответствии с законодательством. Разделение платежа в частном доме и квартире позволяет сдержать платеж. Если говорим про частный сектор, то принята мера социальной поддержки: мы взымаем плату не более чем с двух человек. Результаты исследований находятся у экспертной организации — Политехнического университета.
Есть еще одно преимущество перехода услуги по обращению с мусором из жилищной в коммунальную: все льготы, которые полагаются по коммунальным услугам, распространяются и на вывоз мусора.
О первых видимых изменениях
Как можно оценить 2 первых месяца реализации реформы?
Одно из ключевых изменений — это увеличение точек вывоза мусора. Когда мы приступили к работе, то получили данные по 6 тысячам точек сбора во всем Пермском крае. За 2 месяца мы увеличили эту цифру до 17 тысяч точек. То есть, в 11 тысячах мест сбора мусор раньше не вывозился в принципе, а сейчас этот вопрос решен.
Второе важное изменение — весь мусор увозится на полигон. Мы контролируем путь каждого мусоровоза.
О раздельном сборе
Будет ли в Перми раздельный сбор? Когда и как он будет организован?
В принципе жители готовы к раздельному сбору мусора, и интерес к этой теме подтверждается количеством поступающих вопросов. Здесь два параллельных пути.
Первый путь — это раздельный сбор на контейнерных площадках и реорганизация площадок. Правительством края приняты поправки и выделены деньги в рамках проекта «Комфортная городская среда». Выбран единый стиль и тип контейнерных площадок. По проекту площадки должны быть закрытого типа. Постепенно закупаем современные пластиковые евроконтейнеры, с крышкой. Такие стандарты раньше не применялись в Пермском крае.
Раздельный сбор будет организован поэтапно. Нужно понимать, что мы говорим о планах.
С пластиком проще всего, он уже собирается. В Пермском крае есть компании, которые занимаются переработкой и использованием вторичного пластика. Есть немассовые производства по переработке бумаги. Но, например, по переработке стекла, производств нет. Сейчас идет сбор предложений. На текущий момент отделяется только то, что запрещено к захоронению: батарейки, ртутные лампы, бытовые приборы, шины. Следующий шаг – как раз раздельный сбор на контейнерных площадках.
На уровне федерального законодательства прорабатывается проект о предоставлении скидки до 30 % тем УК и ТСЖ, которыми будет раздельный сбор. Но это в перспективе.
Второй путь, — это сортировка на полигонах. Ближайшая задача — построить на полигоне сортировочную линию и выбирать полезные фракции, которые они (полигоны) могут переработать. Полигоны получили инвестпрограмму на строительство таких сортировочных линий. Одним из первых готовит проектно-сметную документацию по сортировке — самый большой полигон в деревне Софроны. Остальные подтягиваются.
Параллельно ведем работу по строительству мусоросортировочных и мусороперегрузочных станций. Весь мусор будет разделен и сортирован. то есть, раздельный сбор от жителей и сортировка на полигонах – это два возможных варианта развития ситуации, которые будут реализованы в перспективе ближайших семи лет. Вот поэтому реформа называется не мусорной, а экологической. Мы реформируем отношение к обращению с отходами.
Сложно дозвониться до АО «ТКО ПРО»
Почему вы даете телефон по которому невозможно дозвониться?
Да, действительно, периодически бывает сложно дозвониться. Как регоператор, мы стараемся решить вопрос. Для этого подключили многоканальную линию по телефону 236-90-55
1- для обращений по переполнению, несоблюдению графика вывоза
2 –договорная работа
3 – корректировка счетов
О выставлении квитанций
Пришла квитанция на дом, его давно нет, остался только земельный участок. Что делать?
В Пермском крае занимается платежами биллинговая организация «КРЦ-Прикамье». Сначала необходимо позвонить в эту компанию. Оператор сделает перерасчет, так же скорректирует данные. Второй вариант — позвонить на многоканальный номер в «Теплоэнерго», специально для этого выделили дополнительную линию, увеличивается количество операторов, работающих с обращениями. Для того, чтобы ошибок не возникало, сейчас идет обновление базы адресов, по которой мы работаем.
Почему не приходят счета на оплату?
Такая ситуация связана с тем, что не все УК вовремя зафиксировали, что дома перешли на прямые платежи. Мы тщательно все проверяем, согласовываем с управляющей организацией, и только после этого выставляем платеж. Эта работа очень кропотливая. По этой причине часть жителей пока квитанции не получили.
Если сумма за вывоз ТКО выделена отдельной строкой, а сумма в строке «Содержание жилья» не изменилась, нужно обязательно сообщать инспекции государственного жилищного надзора. Это противозаконно, и житель вправе требовать перерасчета. ИГЖН – это орган исполнительной власти, который имеет полномочия для наказания недобросовестных УК и ТСЖ.
Как быть дачникам?
Дачный кооператив — это юридическое лицо. Механизм работы достаточно прост: заключается договор с кооперативом, прописывается график вывоза, ставится контейнер. Дачный кооператив выставляет платеж жителям.
Несанкционированные свалки
Что делается для устранения несанкционированных свалок?
Ежегодно за счет средств бюджета муниципального образования «Город Березники» (далее - МО «Город Березники») осуществляется ликвидация несанкционированных свалок, работы выполняются в соответствии с перечнем и графиком выполнения работ, в пределах выделенных бюджетных ассигнований.
Перечень несанкционированных свалок ведется с 2018 года с учетом присоединенных территорий Усольского района. По состоянию на 01.10.2022 г. выявлено и включено в перечень 107 несанкционированных свалок, из них полностью ликвидировано - 32 и частично - 5.
В 2021 году по результатам проведения конкурсного отбора МО «Город Березники» предоставлена субсидия на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на почвы, восстановлению нарушенных земель, ликвидации несанкционированных свалок в границах муниципального образования, а именно на ликвидацию несанкционированной свалки вдоль грунтовой дороги, проходящей от автодороги «Усолье-Соликамск» до полигона отходов предприятия «АВИСМА». Свалка ликвидирована в 2022 году на условиях софинансирования средства краевого бюджета - 75% (1 800, 0 тыс. руб.), средства местного бюджета - 25% (600, 0 тыс. руб.), общий объём финансирования составил 2 400,0 тыс. рублей.
В 2022 году за счет средств бюджета МО «Город Березники» частично ликвидирована свалка в районе ул. Ленина, 82, в рамках выделенных бюджетных ассигнований в размере – 894,4 тыс. руб., вывезено 985 тонн мусора. Сметная стоимость работ по ликвидации несанкционированных свалок в районе ул. Ленина, 82 и в районе ул. Павла Богословского в полном объёме составляет порядка 31 600,0 тыс. руб., соответственно работы планируется производить поэтапно в пределах выделенных бюджетных ассигнований.
В рамках общегородского субботника территориальными отделами ликвидированы несанкционированные свалки в г. Усолье, ул. Ивачева, 158 и в п. Дзержинец. Несанкционированная свалка в районе сотовой вышки автодороги «Березники – Малое Романово» частично ликвидирована силами ЦНДГ-11 ООО «Лукойл-Пермь».
В 2023 году заключен контракт на ликвидацию несанкционированной свалки в районе ул. Ленина, 82, в рамках выделенных бюджетных ассигнований в размере – 894,4 тыс. рублей.
Также планируются к ликвидации несанкционированные свалки в районе ул. Фрунзе, г. Усолье, в районе пер. Энгельса – Некрасова, в районе лодочной базы «Строитель» п. Чкалово, в районе автодороги Березники – Малое Романово на общую сумму 1 805 601,42 тыс.рублей.
Новости в сфере обращения с отходами.
С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон № 89, который подразумевает работу с коммунальными отходами под контролем регионального оператора.
Частые вопросы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
Что такое «Обращение с ТКО»?
Это термин в законодательстве РФ, который подразумевает сбор, транспортировку, сортировку, обезвреживание, утилизацию и захоронение Твёрдых Коммунальных Отходов (бытового мусора), а также ликвидацию несанкционированных свалок.
Кто отвечает за этот процесс в Пермском крае?
С 1 января 2019 года задачи по обращению с ТКО в Пермском крае возложены на регионального оператора – АО «ПРО ТКО». Через краевой расчётный центр ОАО «КРЦ-Прикамье» он будет выставлять жителям края и юридическим лицам счета за вывоз мусора. Собранные деньги пойдут на оплату возчикам (тем, кто забирает и вывозит мусор из контейнера), и полигонам, которые осуществляют хранение и утилизацию ТКО. Часть средств также пойдёт на ликвидацию несанкционированных свалок. Тарифы устанавливает Региональная служба по тарифам (РСТ).
Как сейчас услуга по вывозу мусора будет отображаться в квитанции?
Теперь обращение с ТКО – полноценная коммунальная услуга и выделяется отдельной строкой в платёжной квитанции. Полученные средства имеют целевое назначение, то есть будут направлены именно на вывоз мусора, ликвидацию несанкционированных свалок, повышение уровня переработки мусора. Кроме того, не придётся оплачивать вывоз мусора за соседние дома.
Как оплачивать услугу «Обращение ТКО» в личном кабинете?
Чтобы не дожидаться квитанций по оплате услуги по обращению с ТКО на бумажном носителе, рекомендуем воспользоваться услугой «Личный кабинет» на сайте «КРЦ-Прикамье» krc-prikam.ru.
Войти в него можно, нажав соответствующее окошко (ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ) справа вверху на главной странице сайта. В личном кабинете два окошка: 1 — номер клиента, в него нужно внести номер вашего договора или номер клиента, он размещен в Вашем счете (квитанции по оплате вывоза ТКО) в разделе «Реквизиты квитанции», 2 — пароль, для введения ПИН. ПИН указан на старых квитанциях (которые приходили до июля 2021 года) в информационном поле в нижней части квитанции.
Сейчас можно зарегистрироваться, не применяя ПИН, а только используя номер клиента. Он также есть в квитанции. Для этого пройдите по ссылке «Регистрация / восстановление доступа в личный кабинет» и заполните необходимые поля. Если хотите получать квитанцию на электронную почту, нажмите строку Подписки, и выберите способ доставки по электронной почте.
В случае, если возникают трудности с регистрацией, нужно обратиться в КРЦ на почту tko-info@krc-prikam.ru или по телефону (342) 236-90-55 (доб. 1 (по начислениям, квитанциям и расчетам), затем доб. 2 (информация по оплате и задолженностям).
Если изменилось количество проживающих лиц в жилом помещении?
Потребитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня наступления таких изменений.
Все ли должны платить?
Как и за любую коммунальную услугу, за оборот ТКО надо платить.
Обязательства по оплате несут:
собственники помещений в многоквартирных домах;
юридические лица и ИП, в результате деятельности которых образуются ТКО;
собственники частных жилых домов и частей жилых домов;
собственники нежилых помещений в домах (магазинов, офисов и пр.);
УК/ТСЖ/жилищные кооперативы или собственники помещений и квартир в МКД, если в доме непосредственное управление;
садоводческие, огороднические или дачные некоммерческое объединение граждан.
Возникающие долги будут взыскиваться в досудебном и судебном порядке, вплоть до списания денежных средств с банковской карты, ограничения выезда за рубеж и т.п.
У меня частный дом: как платили раньше, как платить сейчас?
В 2019 году ежемесячный платеж в индивидуальном жилом доме (ИЖД) начислялся на проживающих (но не более, чем на 2-х проживающих в одном домовладении) и составлял 65,80 руб. на человека.
В 2020 году ежемесячный платеж в ИЖД начисляется на каждого проживающего. С 01 января по 30 июня 2020 г. он был равен 65.80 руб., с 01 июля 2020 года по 1 июля 2021 года — 72,32 руб.
До июля 2022 года плата составляла 82,91 руб. с человека в месяц для жителей многоквартирных домов и ИЖС. С 1 июля — 88,19 руб. с человека. С 1 Октября 2022 года до 30 ноября 2022 года – 100 руб с человека. С 1 декабря 2022 года – 117 руб, 18 коп.
Как сейчас услуга по вывозу мусора будет отображаться в квитанции?
Теперь обращение с ТКО – полноценная коммунальная услуга и выделяется отдельной строкой в платёжной квитанции. Полученные средства имеют целевое назначение, то есть будут направлены именно на вывоз мусора, ликвидацию несанкционированных свалок, повышение уровня переработки мусора. Кроме того, не придётся оплачивать вывоз мусора за соседние дома.
Кто имеет льготы на оплату?
Обращение ТКО – это услуга, поэтому на нее распространяются все льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Сумма оплаты за вывоз и утилизацию мусора будет учитываться при расчёте ежемесячной денежной компенсации или субсидии по оплате ЖКУ, предоставляемой льготнику.
Нужно ли заключать договор?
Все юридические лица, по закону, должны заключить договор. Физическим лицам заключать договор не обязательно – услуга по обращению с ТКО будет предоставлена путём публичной оферты.
Жители многоквартирных домов вправе на собрании проголосовать за заключение прямых договоров с АО «ПРО ТКО». До этого договоры будут заключаться с УК, ТСЖ, ЖСК и иными организациями, осуществляющими управление домами. Если у вас уже имеется договор на вывоз ТКО, он действует до заключения договора с региональным оператором.
Почему меняется схема обращения с ТКО?
Новый порядок вывоза и утилизации ТКО касается всех регионов России и регулируется федеральным законодательством. Действующая ранее система привела к отсутствию ответственности и, как следствие, огромному количеству несанкционированных свалок, экологическим угрозам. Главное отличие новой схемы – усиление контроля за тем как собирается, куда вывозится и как утилизируется мусор. Появляется единый региональный оператор ТКО, который платит компаниями-«возчикам» только за тот мусор, который доехал до полигона, а полигону – за реально принятый объём ТКО. И если раньше «возчики» работали по удобным для них маршрутам, то теперь должны собирать мусор везде, даже в самых отдалённых территориях в зоне их ответственности. В итоге всем участникам оборота ТКО выгодно, чтобы мусор из контейнера доехал прямиком до полигона.
Кто должен следить за чистотой на контейнерных площадках?
Содержание и уборка контейнерных площадок – обязанность собственников недвижимости (на придомовой территории – УК, ТСЖ и иные управляющие домом организации; на муниципальной земле – орган местного самоуправления). Площадки должны отвечать требованиям по охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическим нормам.
Ответственность регионального оператора за вывоз ТКО возникает с момента погрузки отходов в мусоровоз.
Почему баки пустые, а вокруг свалка? Кто должен ее убирать?
Согласно пункту 148(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 28.12.2018) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Погрузка твердых коммунальных отходов включает в себя уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
Пунктом 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» (далее – Правила) также установлено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что погрузка твердых коммунальных отходов – это перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка твердых коммунальных отходов, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов; уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов - действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз.
Таким образом, региональный оператор несет ответственность по уборке твердых коммунальных отходов, просыпавшихся при их погрузке в мусоровоз.
В остальных случаях работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями, в том числе по их уборке, включаются в состав содержания общего имущества собственников многоквартирного дома в соответствии с подпунктом д(2)) пункта 11 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 15.12.2018) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
Куда можно пожаловаться, если мусор вовремя не вывозят?
«Единое окно» для подачи информации о несвоевременном вывозе мусора и несанкционированных свалках – АО «ПРО ТКО». Региональный оператора вправе жёстко контролировать и понуждать ответственных к исполнению закона, вплоть до административного или уголовного наказания.
тел.: 8(342)236-90-55; e-mail: info@te-perm.ru
Дом признан аварийным. Будут ли сняты начисления за услугу по обращению с ТКО?
Законом не предусмотрено освобождение от оплаты жилищных и коммунальных услуг жильцов аварийных домов.
Все права на жилое помещение подлежат государственной регистрации, а при гибели имущества право собственности на него прекращается (ст. 131 и 235 ГК РФ). Поэтому, если жилое строение признано аварийным и подлежащим сносу, собственникам необходимо обратиться в отдел Управления Росреестра по Пермскому краю с заявлением о снятии объекта с кадастрового учёта и внесении соответствующей записи в Единый государственный реестр недвижимости.
Затем нужно обратиться к региональному оператору с заявлением о закрытии лицевого счёта, приложив к нему справку о снятии объекта с кадастрового учёта и сведения о снятии с регистрационного учета по вышеуказанному адресу.
До момента снятия жилого помещения с кадастрового учета начисления платы за услугу по обращению с ТКО будут производиться.
Обращение с отходами — все виды деятельности с отходами. Включает в себя: образование, сбор, хранение, использование, вывоз (удаление, перемещение, транспортировка), захоронение (утилизация), обезвреживание. В случаях, установленных законодательством, данные виды деятельности подлежат лицензированию.
Твердые бытовые отходы (ТБО) — мелкие бытовые отходы производства и потребления, образующиеся в результате жизнедеятельности населения.
Крупногабаритный мусор (КГМ) — отходы производства, хозяйственной деятельности и потребления, утратившие свои потребительские свойства, размерами более 75 см в одну из сторон (в том числе мебель, бытовая техника, тара и упаковка от бытовой техники, мусор от ремонта и реконструкции квартир и мест общего пользования в многоквартирном доме и другой).
В целях создания благоприятной экологической обстановки планово выполняются работы по ликвидации несанкционированных свалок.
По вопросу вывоза растительных отходов
В соответствии с действующим законодательством, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – региональный оператор, ТКО) в рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора обеспечивают обращение с ТКО, которые соответствуют понятийному аппарату Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), а также учтены в нормативах накопления ТКО.
Статьей 1 Закона № 89-ФЗ определено, что ТКО являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии со статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната. При этом жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Таким образом, к ТКО могут быть отнесены отходы, образованные физическими лицами, исключительно при условии их образования в пределах жилых помещений, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно статье 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа. Формулы для расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (далее – МКД) и жилых домов, которые определены в приложении № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 (далее – Правила № 354), применяются в зависимости от принятого на территории субъекта Российской Федерации порядка оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО. При этом согласно положениям статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ объеми (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО в случаях, установленных Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 г. № 505 (далее – Правила № 505).
Согласно пункту 6 Правил № 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505, согласно которому коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО. Положения в части коммерческого учета ТКО применительно к собственникам жилых помещений (жилой дом, квартира) уточняются в Правилах № 354.
Нормативы накопления ТКО устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) в соответствии с Правилами определения нормативов накопления ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 г. № 269 (далее – Правила определения нормативов), и Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с определением нормативов накопления ТКО, утвержденными приказом Минстроя России от 28.07.2016 г. № 524/пр (далее – Методические рекомендации).
В связи с вышеизложенным, отходы, образующиеся в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки), не соответствуют определению ТКО, установленному Законом № 89-ФЗ, по основному признаку, так как являются отходами, образованными вне жилых помещений и не подлежат вывозу региональным оператором. Вместе с тем, согласно пункту 3 Правил определения нормативов в целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории. В свою очередь Методическими рекомендациями утвержден рекомендуемый перечень категорий объектов, на которых образуются ТКО. Таким образом, уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории, подлежит учету при определении нормативов ТКО.
В соответствии с ЖК РФ, под придомовой территорией понимается земельный участок, на котором расположен МКД, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен МКД, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Согласно ГОСТ Р 56195-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования» (утвержден и введен в действие с 01.07.2015 г. приказом Росстандарта от 27.10.2014 г. № 1447-ст) в перечень работ по уборке придомовой территории в летний период в том числе входит надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода и инструкцией по их содержанию, проведение в случае необходимости санитарной или омолаживающей обрезки. При этом вырубка, обрезка и пересадка зеленых насаждений проводятся в соответствии с действующим в муниципальном образовании порядком, на территории которого находится МКД, при наличии порубочного билета. Порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке, корчевке и обрезке деревьев и кустарников, вывозятся после окончания работ. В соответствии с минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 г. № 290, работы по содержанию придомовой территории в теплый период года включают в себя: подметание и уборку придомовой территории, очистку от мусора и промывку урн, установленных возле подъездов, уборку и выкашивание газонов, прочистку ливневой канализации; уборку крыльца и площадки перед входом в подъезд, а также очистку металлической решетки и приямка. Таким образом, растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, не относятся к ТКО. Указанные отходы подлежат вывозу в соответствии с договором, заключенным с лицами (организациями), обладающими соответствующей разрешительной документацией по нерегулируемой цене.
В соответствии с постановлением № 309-п, лица, ответственные за содержание мест накопления и сбора ТКО, в том числе контейнерных площадок, специальных площадок для складирования КГО, обязаны обеспечить ежедневную уборку мест накопления и сбора ТКО, в том числе контейнерных площадок, специальных площадок для складирования КГО и прилегающих к ним территорий, очистку от снега и льда, отходов, в том числе на прилегающей территории, содержание контейнеров, бункеров и специально предназначенных емкостей в исправном состоянии.
В свою очередь, уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории, вывозится региональным оператором с оборудованных мест (площадок) накопления ТКО.
По вопросу обращения со строительными отходами
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» крупногабаритные отходы - твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах. В соответствии с действующим законодательством (ст. 55.24 «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ, Методические рекомендации по защите прав участников реконструкции жилых домов различных форм собственности, утвержденные Приказом Госстроя РФ от 10.11.1998 г. № 8), текущий ремонт – это меры, направленные на поддержание несущих конструкций здания и инженерных коммуникации в исправном состоянии. В процессе такого ремонта ликвидируются мелкие повреждения и неисправности. Отходы от текущего ремонта жилых помещений классифицируются как КГО и подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО. К таким отходам относятся дверные коробки, рамы, обои, плинтуса и пр., образованные в жилых помещениях. Разъяснения по определениям текущего ремонта и отходов, образующихся от такого ремонта, даны в письмах Минстроя России от 27.02.2018 г. № 7026-АС/08 «Об определении видов ремонта» и от 25.09.2018 г. № 43298-ОГ/06 «Об отходах, образующихся при уборке придомовой территории и от текущего ремонта жилых помещений». При этом отходы, образованные при капитальном ремонте жилых помещений (это работы по замене и восстановлению несущих, ограждающих и коммуникационных конструкций, пришедших в негодность в результате эксплуатации), не относятся к ТКО и не входят в зону ответственности регионального оператора.
Такими отходами, в частности, могут быть признаны относящиеся, согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 г. № 242 (далее – ФККО), к типу отходов «Отходы строительства зданий, сооружений» (код 8 20 000 00 00 0): «Отходы строительных материалов на гипсовой основе (панели и плиты для перегородок, гипсокартонные листы, вент-блоки)» (код 8 24 100 00 00 0), «Отходы затвердевших строительных смесей прочих» (код 8 24 910 00 00 0), «Отходы линолеумов, полимерных плиток» (код 8 27 100 00 00 0) и др. Тогда как в соответствии с ФККО, «Отходы из жилищ крупногабаритные» (7 31 110 02 21 5) в составе вида отходов «Отходы из жилищ» (7 31 100 00 000) относятся к подтипу «Отходы коммунальные твердые» (7 31 000 00 00 0). В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (далее – ФККО), утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242, к коммунальным отходам относятся все виды отходов подтипа отходов «Отходы коммунальные твердые» (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа отходов «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0).
Отходы, образованные при капитальном ремонте жилых помещений, не относятся к ТКО и не входят в зону ответственности регионального оператора. Пермский региональный оператор по обращению с ТКО, ООО «ЕЛО-ИД» и администрация Перми подписали соглашение об открытии пилотных площадок для сбора и накопления строительных отходов. Сейчас таких площадок в г.Перми две – в Пермском районе на Бродовском тракте (координаты 57.943993 56.403344) и в Краснокамске на ул. Шоссейной, 29. Обе уже начали принимать строительный мусор от населения. Режим работы – с понедельника по субботу с 9.00 до 19.00. Все отходы, которые привезут жители на площадки, будут использованы вторично – такое сырье активно используется как дорожная подсыпка, дренажный материал, а также при ремонтных и строительных работах. Жители региона могут самостоятельно вывезти мусор на ближайшую площадку. Прием и переработка материалов осуществляется бесплатно.
По вопросу обращения с отработанными автомобильными покрышками
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (далее – ФККО), утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242, к коммунальным отходам относятся все виды отходов подтипа отходов «Отходы коммунальные твердые» (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа отходов «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0).
Отработанные автомобильные шины в соответствии с ФККО относятся к группе отходов «Отходы шин, покрышек, камер автомобильных» (код 9 21 100 00 00 0), типу «Отходы обслуживания, ремонта и демонтажа транспортных средств прочие» (код 9 20 000 00 00 0). Кроме того, по признаку образования отработанные автомобильные шины не относятся к ТКО, так как образовались в процессе технического обслуживания автомобиля, но не в жилом помещении в результате бытовой деятельности населения. На основании изложенного, отработанные автомобильные шины не относятся к отходам, обращение с которыми осуществляет региональный оператор по обращению с ТКО.
Собственник растительных, строительных отходов, отработанных покрышек должен самостоятельно обеспечить их передачу на обработку, обезвреживание, утилизацию или захоронение (только для растительных и строительных отходов) в специализированную организацию. В случае, если такие отходы оказались на контейнерной площадке, собственнику контейнерной площадки/земельного участка придется обеспечить их вывоз за свой счет.
Пермский региональный оператор ТКО (АО «ПРО ТКО», ранее ПКГУП «Теплоэнерго»), администрация Перми и ООО «Экойлсевен» подписали соглашение о взаимодействии по вопросу сбора и утилизации отработанных автомобильных шин. В рамках взаимодействия в столице Прикамья появился новый пункт по адресу ул. Причальная, 27, куда пермяки могут привезти и бесплатно сдать старые автомобильные покрышки. Прием вторсырья ведется по будням с 9.00 до 17.00. Таким образом, число площадок в Прикамье, куда можно сдать на переработку отслужившие покрышки увеличилось до 11.
Специалисты пермского регионального оператора ТКО напоминают, что шины не относятся к твердым коммунальным отходам. По существующим правилам утилизации автомобильные покрышки запрещено выбрасывать на придомовые и муниципальные контейнерные площадки. Напомним, ранее регоператор заключил соглашения по сбору и утилизации вторсырья с компаниями ООО «Экохимпром» и ООО «Буматика».
Таким образом, в рамках соглашений автомобильные покрышки от жителей сегодня бесплатно принимают также в Индустриальном районе Перми по адресам: ул. Промышленная, 98 корпус 152, ул. Кокорятская, 7а. Шины можно сдать и в пунктах «Разделяю сердцем» экотехнопарка «Буматика». В Перми площадки находятся по адресам: ул. Целинная, 31 в, ул. Макаренко, 29 а, ул. Нейвинская, 14 б, ул. Свиязева, 58 б, мкр. Пролетарский, парк «Оранжевое лето».
В Краснокамске: ул. Коммунистическая, 23/2, ул. Сосновая Горка 3/2, в Лысьве: ул. Смышляева, 40 а, ул. Суворова, 7, ул. Кошевого, 7, в Добрянке: ул. Розы Люксембург, 68 г. Расписание работы можно уточнить на страничке проекта в социальной сети «ВКонтакте».
О предоставлении паспортов отходов региональному оператору
В связи с многочисленными вопросами по вопросу предоставления паспортов отходов региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, разъясняем. По закону №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организации и ИП, в результате деятельности которых образуются отходы, должны составить паспорт отхода. Паспорт составляется на предприятии самостоятельно, утверждается только уполномоченным лицом предприятия. Паспорта отходов составляются на отходы 1-4 классов опасности (Приказ Минприроды России от 08.12.2020 N 1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности»), к ТКО, в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО) относятся отходы 4 и 5 классов опасности. По этому же закону №89-ФЗ транспортирование отходов осуществляется только при наличии паспорта отхода. Региональный оператор в соответствии с законодательством, как транспортировщик отходов, запрашивает паспорта отходов у потребителей. Данное мероприятие не является надзорным. К ответственности за отсутствие паспорта может привлечь только надзорный орган – Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора или Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края.
Регионального оператора интересуют только паспорта отходов (один и/или более, в зависимости от количества видов отходов у организации/ИП), относящихся к твердым коммунальным отходам 4 класса опасности (т.к. на 5 класс опасности отходов паспорта не составляются) в соответствии с ФККО, это такие отходы как:
Деятельность по обеспечению чистоты и порядка в городе Березники регулируется нормативными актами:
С целью исполнения требований природоохранного законодательства РФ, в части передачи на утилизацию отработанной оргтехники, а также в рамках осуществления деятельности в области обращения с отходами ООО «Буматика» предлагает организациям и учреждениям содействие в сборе, транспортировке с последующей утилизацией бывшего в употреблении электронного офисного оборудования (мониторов компьютерных жидкокристаллических и электроннолучевых, утративших потребительские свойства) на безвозмездной основе.
ООО «Буматика» готово предоставить автотранспорт для вывоза на утилизацию указанного оборудования по запланированному маршруту или определенным местам временного накопления. При необходимости, готовы предоставить отчетные документы для организаций в виде справок. Контактное лицо — Наумова Елена Ивановна, электронная почта e.naumova@bumatika.ru , тел. +7-919-46-87-248