Неправильная цена – несоответствие цены в ценнике и суммы на кассе
Покупки в магазинах привычное дело. Но не всегда они проходят без последствий. Часто можно наблюдать ситуацию, когда на ценнике одна цена, а на кассе другая. Как быть в этом случае? Сразу стоит оговорить, что это незаконно и покупатель вправе отказаться от товара с повышенной ценой. Как правило его оставляют на кассе.
Некоторые продавцы пользуются невнимательностью гражданина и пробивают товар по другой цене, оправдывая себя тем, что обновленная информация еще не пришла, была ревизия на складе или не хватает сотрудников в магазине.
Как же поступить. Если реальная цена отличается от ценника в торговом зале? Что делать, если сотрудники магазина категорически отказываются вернуть покупку?
Что говорит закон о ситуации, когда продали товар дороже, чем указан на ценнике в торговом зале?
Когда магазин открывается, он работает по следующим правилам:
— на каждый товар устанавливается определенная цена, исключая льготные категории
— приобрести товар может любой желающий
— поставщики обязаны предоставить полную и правдивую информацию о продукте, включая его стоимость
— торговая точка обязана возместить убытки, если информация о товаре была намеренно искажена, недостоверна.
Данная информация прописана в 426, 429 статьях Гражданского Кодекса РФ.
Согласно ст. 10 Закона «О защите прав потребителей» магазин обязан информировать покупателя о точной денежной плате. Ценник должен содержать полную и достоверную информацию о товаре на сегодняшний день.
Ст.12 Закона «О защите прав потребителей» позволяет расторгнуть договор купли-продажи с магазином, если последний намеренно или неумышленно исказил стоимость товара.
Ст. 22 того же Закона говорит о сроке, в который решается конфликт по причине неполной информации. Он составляет 10 дней.
Ценник должен быть определенного макета и цветовой гаммы, кратко и полно отражать информацию о товаре, отпечатан или написан от руки разборчиво. Отказ из-за того, что сотрудники не успели поменять ценник по какой-либо причине, не может рассматриваться как веский. Если покупатель заметил, что ему пробили товар с другим ценником, то он может рассчитывать:
— на возврат денежных средств магазином либо разницу между «старой» и «новой» ценой;
— продажу товара по стоимости, которая указана на ценнике в торговом зале;
— отказ в возмещении средств, мотивируя отказ по разнообразным причинам.
Действия покупателя при отказе в возмещении денежных средств.
В случае отказа в возмещении покупатель должен сохранять спокойствие и не угрожать кассиру. Попросить пригласить администратора. В большинстве случаев вопрос решается на этом этапе. Особенно крупные сети сильно дорожат репутацией и им проще вернуть товар или разницу, чем терять имидж. Администратор может сказать, что, например, вчера на товар распространялась акция, но сегодня она уже закончилась. Если по какой-то причине он не может продать товар по «старой» цене, то его можно вернуть в любом случае.
При категоричном отказе управляющего в возврате, обмене или продаже по приемлемой стоимости, просим книгу отзывов и предложений. Подробно указываем суть претензии с указанием даты, времени, должности и ФИО (при возможности) сотрудников. Отзыв лучше оставлять в официально-деловом стиле, без эмоциональной окраски. Обязательно отметить, чтобы Вам ответили в письменной или электронной форме. Указать контактные данные. На решение вопроса отводится максимум 15 дней. Отказать в выдаче книги отзывов и предложений магазин не имеет права, за это предусмотрен большой штраф.
Необходимо сделать фото или видео чека. Сотрудники магазина не могут отказать в его выдаче. Оригинал чека сохраняется в обязательном порядке.
При желании можно направить письменную претензию руководству магазина или сети. Делать это целесообразно, если не последовало никаких действий по Вашей записи в книге жалоб и предложений. В претензии укажите, что просите вернуть разницу между «неправильной» ценой или потребовать сумму полностью.
Если же руководство магазина проигнорировало Ваши требования, затягивает с ответом на претензию или отписывается общими фразами Вы вправе обратиться в надзорные органы.
Обращение в Роспотребнадзор станет причиной внеплановой проверки торговой точки. Но в целом, Роспотребнадзор не будет рассматривать только обращение гражданина. Он проведет комплексную проверку. Если факт нарушения будет выявлен, то руководство ждет серьезный административный штраф.
Обращение в прокуратуру. Жалобу в данном случае следует подкрепить вещественными доказательствами. Указать какая сфера прав была нарушена со ссылкой на нормативные документы. Например, была представлена неверная информация о товаре или несоблюдение конкретного пункта Правил продажи. Прокуратура обладает самыми широкими полномочиями и при выявленных нарушениях может подать иск в Мировой суд. Претензию можно направить заказным письмом или передать лично, обязательно получив отметку о получении.
Заявление в полицию – крайняя мера. Это уместно, когда в отношении гражданина применялась сила или его намеренно не выпускали из магазина. В заявлении указываются обстоятельства, место и дата событий, его участников. Уполномоченное лицо проверяет факт нарушения и принимает решение о возбуждении уголовного дела или отказе.
Обращение в суд, также крайняя мера. Целесообразно подавать иск, когда цена товара внушительная. При этом в иске необходимо привести конкретные пункты и статьи, которые были нарушены в отношении гражданина. В случае положительного решения истец может взыскать с магазина моральный ущерб и судебные расходы.
Какие санкции предусмотрены для магазина?
Для продавца, руководителя магазина, организации (сети) предусмотрены административные штрафы за следующие нарушения:
— за несоответствие цены на этикетке и итоговом чеке (ст.14.7 КоАП РФ);
— под ценником стоял товар, который стоил дешевле (ст.14.8 КоАП РФ);
— магазин проводит акцию, но реального снижения цены не было (ст.14.33 КоАП РФ).
В большинстве случаев ситуация, когда выявлено несоответствие цены в торговом зале и на кассе, решается в пользу покупателя. Это происходит на месте, главное проявить инициативу, не скандалить и не оскорблять персонал. В крайнем случае можно обратиться в надзорные органы. Они проведут проверку и накажут недобросовестных предпринимателей.
Приятных вам покупок!