Можно ли осуществить возврат мебели в магазин по закону о защите прав потребителей?
Довольно часто в мебельных магазинах висит объявление: «Мебель обмену и возврату не подлежит». Сотрудники магазина также могут устно заявлять о таких правилах, принятых в их заведении.
Однако такие утверждения лукавство. Мебель – обычный товар, продажа, возврат и обмен которого регламентируется законом «О защите прав потребителей».
Подлежит ли обмену или возврату?
В соответствии с п. 5 ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей» покупателю предоставлено право вернуть некачественную мебель, имеющую существенные недостатки не только в течение действия гарантийного срока. Вернуть мебель возможно по окончании гарантийного срока, в пределах двух лет, если покупатель докажет, что недостатки возникли до передачи товара потребителю. Кроме того, согласно тому же закону, покупатель может вернуть и мебель надлежащего качества, однако у такого возврата есть существенные ограничения.
Следует знать, что покупатель имеет полное право обменять мебель, если она не подошла ему по тем или иным причинам, также покупатель не обязан объяснять и обосновывать причины возврата или обмена.
Согласно п. 8 Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (ред. от 05.12.2019) «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», возврату не подлежат мебельные гарнитуры или комплекты, которые относятся к категории сложных технических изделий.
По закону, продавец не обязан обменивать такие гарнитуры или возвращать денежные средства, уплаченные покупателем за них. Таким образом, в случае приобретения отдельного предмета мебели, например стола или дивана, покупатель может вернуть их в магазин.
В соответствии со ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право вернуть мебель в магазин в срок, не превышающий 14 дней со дня ее приобретения. При обращении позже установленного срока, продавец вправе отказать покупателю в обмене или возврате.
В случае приобретения мебели, сделанной на заказ, действуют ст.ст.28,29 Закона РФ «О защите прав потребителей». Согласно им, покупателю предоставляется возможность вернуть мебель в ситуации когда превышены сроки устранения обнаруженных несущественных изъянов либо обнаружены существенные недостатки, доказанные с помощью экспертизы.
Согласно ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», для того, чтобы вернуть средства, уплаченные за некачественную мебель, следует составить письменную претензию, в претензии необходимо обосновать причину возврата и указать требования покупателя (обмен, возврат, исправление недостатков и прочее). Предоставить предмет мебели для проведения независимой экспертизы. Если претензия покупателя признается обоснованной, продавец устраняет недостатки либо возвращает уплаченные средства в 10-дневный срок.
В ситуации, когда привозится мебель другого цвета, а также отсутствуют необходимые детали или части предмета мебели или мебельного гарнитура, продавец нарушает договор, заключенный между ним и покупателем. Некомплект, неверный цвет, размер, дизайн мебели указывается в акте приема-передачи до его подписания. Если нет возможности сразу проверить доставленный товар, в акте следует написать: «Товар принял, о наличии или отсутствии недостатков сообщу после установки». При обнаружении вышеуказанных недостатков следует составить претензию и поступать аналогично действиям при покупке некачественной мебели.
Согласно п. 3 ст. 23.1 Закона РФ «О защите прав потребителей», если заказанная мебель не поставляется в срок, указанный в договоре, покупатель имеет право установить новый срок, потребовать расторжения договора или потребовать выплаты неустойки. Неустойка рассчитывается за каждый день просрочки и составляет 0,5 % от стоимости товара, но не более всей суммы заказа. Требования покупателя должны быть исполнены продавцом в 10-дневный срок.
Если же продавец не привозит мебель, то покупателю следует составить письменную претензию, в которой указывается нарушение продавцом договора между ним и покупателем. Продавец обязан вернуть денежные средства в 10-дневный срок после предъявления претензии.
В случае, если продавец отказывается выполнить законные требования заказчика, то единственный оставшийся способ возврата денежных средств – обращение в суд с исковым заявлением к продавцу.
Приятных вам покупок!